Виртуальный обзор
«Человек со светлой душой»
к 80-летию со дня рождения
В.И. Лихоносов
Виктор Лихоносов - кубанский писатель, публицист. Член Союза писателей СССР, почётный гражданин города Краснодара. Возглавляет литературно-исторический журнал «Родная Кубань». Член высшего творческого совета при правлении Союза писателей Российской Федерации.
О литературном творчестве В.И. Лихоносова рано заговорили известные критики, которые отмечали его умение мастерски слить воедино слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не актуальный исторический материал. Высшую оценку его творчеству дал поэт А. Твардовский, который писал, что «проза Лихоносова светится, как у Бунина».
Виктор Иванович Лихоносов является лауреатом Государственной премии РСФСР имени М. Горького, международной литературной премии имени М. Шолохова. В 2003 году на Толстовских встречах получил первую премию «Ясная Поляна». Стал главным лауреатом Большой литературной премии России. Он удостоен награды в номинации «На благо России» за выдающийся вклад в развитие русской литературы.
Известные произведения В.И. Лихоносова
Лихоносов В. Люблю тебя светло: повести, рассказы/В.Лихоносов.- Москва: Советский писатель, 1985.- 448 с.
«Люблю тебя светло»- это повесть – размышление о взаимосвязи прошлого и настоящего. Мысль о Родине становится главным «героем» этого произведения. В. Лихоносову одинаково дороги все уголки России: и Север, где поют былины, и рязанские есенинские края. Автор говорит, что «у каждого должно быть свое Михайловское» - уголок земли родной. В повести читатель видит глубокий лиризм писателя, тонкое проникновение в психологию русского человека. По мнению критиков, повесть написана в традициях Чехова и Бунина.
Лихоносов В. Когда же мы встретимся?: роман/В. Лихоносов.- Краснодар, 1987.- 414 с.
Роман «Когда же мы встретимся?» по словам автора «о дружбе, любви, об одиночестве». В центре повествования — «история души» Егора Телепнева - современного интеллигента, молодого человека из провинции. С образами Телепнева, актера Ямщикова, реставратора Свербеева связана тема искусства. Герои романа молоды, полны жизни, порой излишне пристрастны, но искренне и горячо верят в торжество добра на земле. Главной мыслью произведения становится авторский призыв к познанию родной истории, русского национального характера.
Лихоносов В.Осень в Тамани: повесть/В.Лихоносов.- Москва: Современник, 1985.- 123 с.
«Осень в Тамани» -повесть-монолог, подведение итогов пройденного писателем пути. Недаром она носит подзаголовок «Записки после дороги». Своеобразен стиль повествования: прошлое и настоящее сливаются в единое целое. Лихоносов писал: «Я только что вернулся из Тамани. Чувствую в себе брожение, очарование, как в юности, родной историей, но пока все это музыкально, не словесно. Все переживал. И в Тамани переживал. Она прекрасна, когда думаешь о Мстиславе и Лермонтове на ее земле...»Перед читателем возникают живые образы Пушкина, Нестора, Мономаха, Есенина, которые переплетаются с образами наших современников. За это произведение В. Лихоносов получил звание лауреата премии им. Л. Толстого «Ясная Поляна».
Лихоносов В. Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания: роман /В.Лихоносов.- Краснодар, 1990.- 762 с.
«Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания»- роман-воспоминание о кубанском казачестве от начала Запорожья и до наших дней, о его столице – Екатеринодаре (Краснодаре). Место действия – от Парижа до хуторка в степной глуши. Основные события в романе развиваются в начале XX века и уходят глубоко в старину. Автор всё время меняет рассказчиков. Центральное место в романе занимают воспоминания казака Дмитрия Павловича Бурсака, который возвращается в Краснодар после сорокалетнего пребывания на чужбине. Главный герой произведения – память, как вечность, как постоянное движение из поколения в поколение. Людские судьбы рисуют общую судьбу того времени, своеобразную «одиссею» кубанского казачества.
Лихоносов В. На долгую память: повести и рассказы /В.Лихоносов.- Москва: Советская Россия, 1983.- 278 с.
Повесть «На долгую память», посвящена военному детству В. Лихоносова. Перед читателем проходит целый ряд героев, разных национальных характеров связанных с главной героиней повести - Физой Антоновной Бывальцевой. Автор показал основную черту ее характера - совестливость: «Сроду надо было кого-то жалеть. Люди шли к Физе Антоновне по всякой надобности... Поражало бабушкино сострадание и тайна милосердия». В. Лихоносову удалось изобразить душевную жизнь главных героев в повседневных ситуациях. Его персонажи живут не рассудком, а сердцем, любовью к своей родной земле.